День рождения легенды: ŠKODA 1000 MB отмечает 50-летие

26.03.2014 16:36

ŠKODA 1000 MB – первая заднеприводная модель с заднемоторной компоновкой и цельным кузовом – является вехой в 119-летней истории чешской марки. В период своего расцвета четырехдверная ŠKODA 1000 MB была одной из лучших в классе малых автомобилей и задала новые стандарты комфорта, производительности и технологий.

SKODA 1000 MB

Абсолютно новый завод, радикальный дизайн автомобиля, самые передовые двигатели того времени – для чешской компании весна 1964 года ознаменовалась появлением революционной ŠKODA 1000 MB. «ŠKODA является одним из старейших автопроизводителей в мире, – отмечает Винфрид Фаланд (Winfried Vahland), Председатель совета директоров ŠKODA. – В основе успеха компании лежат наши выдающиеся автомобили. Модель ŠKODA 1000 MB 1960-х годов стала важной вехой развития компании и впечатляющим доказательством передовых технологий чешского автомобилестроения”.

Принятие принципиально нового вектора развития полностью себя оправдало: ŠKODA 1000 MB стала бестселлером в Чехословакии и за ее пределами, а также укрепила позиции ŠKODA, сформировав стратегию развития марки в европейской автомобильной промышленности до конца 1980-х годов. За период с апреля 1964 по август 1969 года было произведено около 443 000 единиц этой модели, более половины из которых были экспортированы (в том числе даже в Новую Зеландию и Австралию).

Сегодня ŠKODA 1000 MB является одним из самых популярных классических автомобилей чешской марки. Аббревиатура «MB» расшифровывается как «Млада-Болеслав» – город, где располагается штаб-квартира ŠKODA; «1000» означает объем двигателя. Модель 1000 MB предлагалась в разных вариациях: в дополнение к автомобилю в базовой комплектации на рынке с 1966 были доступны версии с более мощным двигателем, а также элегантная двухдверная 1000 MBX –  мечта современных коллекционеров.

В начале 1960-х ŠKODA построила абсолютно новый завод в Млада-Болеславе в непосредственной близости от уже существующих производственных сооружений. Новый комплекс был оснащен самым современным оборудованием, размещенном в 40 производственных цехах и других зданиях. В общей сложности было построено 13 километров новых дорог, обновлено 10 километров железнодорожных путей, а также построена новая электростанция на территории площадью в 80 акров. Новый завод был также оборудован собственным плавильным цехом.

Принципиально новый дизайн автомобиля, передовые технологии двигателестроения

ŠKODA 1000 MB был одним из самых передовых автомобилей того времени. Разрабатывая модель с внутренним обозначением NOV (nový osobní vůz = новый легковой автомобиль), инженеры ŠKODA сделали выбор в пользу абсолютно новой концепции с заднемоторной и заднеприводной компоновкой, независимой подвеской и цельным кузовом.

Вместе с этим ŠKODA 1000 MB задала новые стандарты в области инновационных технологий двигателестроения и управления автомобилем. Компания ŠKODA стала первым европейским автопроизводителем, использовавшим при производстве блоков цилиндров двигателя технологию алюминиевого литья под давлением. Четырехступенчатая коробка передач также изготавливалась при помощи данного метода. Для этого ŠKODA использовала технологию, впервые разработанную чешским инженером Йозефом Полаком (Josef Polák) в 1922 году, которая позволила существенно сократить длительность процесса производства.  

Четырёхцилиндровый двигатель OHV с водяным охлаждением, расположенный за задним мостом, обладал мощностью 37 л.с. (27 кВт). Объем двигателя составлял 988 м2. Современные технологии двигателестроения в сочетании с небольшим весом – всего 755 кг – обеспечили чрезвычайно экономичный расход топлива: 7-8 л/100 км. Максимальная скорость достигала 120 км/ч. В 1968 году мощность двигателя увеличили до 43 л.с. (32 кВт).

Перед тем, как запустить ŠKODA 1000 MB в серийное производство, компания подвергла модель многочисленным испытаниям на выносливость. По итогам пятидесяти тестов в 1962 году автомобиль преодолел суммарную дистанцию в 1,6 млн. километров. Испытания проводились, в том числе, и в СССР, как в условиях экстремально низких температур, так и на знойных и пыльных горных дорогах Кавказа.

Элегантный салон – просторный и комфортный

ŠKODA 1000 MB обладал не только современными технологиями, но и стал существенным прорывом в области дизайна марки. Автомобиль был выполнен в трехобъемном кузове, характерном для 1960-х годов. Сглаженные линии и мягкие изгибы, круглые фары, аккуратно встроенные в крылья автомобиля, оригинально выполненные задние ходовые огни, панорамное заднее стекло и изогнутые воздухозаборники стали отличительными чертами новой модели ŠKODA. Горловина заливного отверстия бензобака была расположена на правом переднем крыле автомобиля, аккуратно скрытая под крышкой в виде логотипа ŠKODA.

ŠKODA 1000 MB одновременно сочетала компактные размеры (4,17 м в длину, 1,62 м в ширину и 1,39 м в высоту) с впечатляющим пространством и комфортом салона для всей семьи. Модель покорила клиентов высокой функциональностью и наличием удобных индивидуальных откидных сидений. Объемный 220-литровый багажник располагался под капотом автомобиля, при этом под ним также была ниша для запасного колеса. Преимущество этой конструкции заключалось в том, что для доступа к запасному колесу не было необходимости открывать полностью основной отсек багажника.

Великолепные экземпляры в Музее ŠKODA

Сегодня экземпляры ŠKODA 1000 MB и ее двухдверной версии ŠKODA 1000 MBX можно увидеть в Музее марки ŠKODA в Млада-Болеславе. Там же экспонируется и уникальный прототип автомобиля в кузове универсал. Модели регулярно участвуют в ключевых выставках ретро-автомобилей и ралли старинных классических автомобилей.

ПРОИЗВОДСТВО МОДЕЛЬНОЙ ЛИНЕЙКИ ŠKODA 1000 MB
Версия Количество произведенных авто Год производства
1000 MB Standard 350 174 1964 – 1969
1000 MB De Luxe 52 606 1966 – 1969
1100 MB De Luxe 22 490 1967 – 1969
1000 MBT Tourist 13 091 1968 – 1969
1000 MBG De Luxe 3 278 1966 – 1968
1000 MBX De Luxe 1 403 1966 – 1968
1100 MBX De Luxe 1 114 1967 – 1969
Итого 443 156